Инклюзивное образование

МБОУ ООШ г. Зернограда участвует в мероприятиях по реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

Организована работа по созданию условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Для реализации государственной программы Ростовской области «Доступная среда» выполнены следующие мероприятия:

  • прошли курсовую переподготовку учителя, реализующие инклюзивное образование;
  • разработаны и реализуются программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми потребностями;
  • реализуются программы социализации детей инвалидов;
  • ведется информирование родителей через сайт образовательной организации.

В образовательной организации созданы условия для инклюзивного образования: пандус, с кнопкой вызова, звуковые и световые сигналы, созданы специальные условия обучения на первом этаже (блок «Инклюзивное образование»), в котором расположены: учебный кабинет, туалетная комната.

Для доступа детей с ОВЗ имеется вход  с внутренней стороны двора, 

В МБОУ ООШ г. Зернограда созданы следующие условия

для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

  • школа реализует адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР, программы начального общего и основного общего образования для обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям, на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся организуется индивидуальное обучение на дому;
  • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в образовательном учреждении работает педагог-психолог, учитель-логопед;
  • осуществляется психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
  • осуществляется социально-педагогическое, логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, разработаны и реализуются индивидуальные программы коррекционной работы с обучающимися; программы социализации детей-инвалидов;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении ведётся информационно-просветительская работа с педагогами и родителями обучающихся, а также информирование через сайт образовательной организации, адаптированный версией для слабовидящих;
  • получают медицинское обслуживание, охвачены оздоровительными и лечебно-профилактическими мероприятиями;
  • обучающиеся с ОВЗ получают горячее питание в школьной столовой; обеспечены учебниками, имеют доступ к библиотечному фонду, посещают кружки, секции при школе;
  • проводятся воспитательные мероприятия со всеми учащимися школы, направленные на формирование у нормативно развивающихся школьников позитивного отношения к детям с особыми образовательными потребностями;
  • дети с ОВЗ участвуют в общественной жизни класса и школы, предметных олимпиадах, творческих конкурсах, конференциях,  праздниках.

Информационно-методическое сопровождение внедрения ФГОС НОО ОВЗ

Информация представлена по нормативной составляющей ФГОС НОО ОВЗ на основе следующих документов:

  • п.5.1. ст.5, ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Примерной адаптированной основной образовательной программой общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26«Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286 — 15″Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011 г. № 19-255 «О направлении рекомендации» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях);

  • Письма Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 г. N 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;

  • Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) детей, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей-инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (принят Постановлением министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 21.12.2017 №7);

  • Порядка регламентации и оформления отношений МБОУ ООШ г. Зернограда и родителей (законных представителей) детей, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей-инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (утверждён приказом от 25.12.17 №319).

  • Локальных актов МБОУ ООШ г. Зернограда по введению ФГОС НОО ОВЗ.

АООП НОО для обучающихся с ЗПР МБОУ ООШ г.Зернограда 2016-2020 г.г.

АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) МБОУ ООШ г.Зернограда

Методические рекомендации по организации и проведению педагогического совета, семинара для педагогов образовательных учреждений  по организации инклюзивного образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогика и психология:

Школьный консилиум:

Итоги индивидуального обучения на дому 2016-2017 учебный год


В рамках Дня инвалидов в декабре 2016 года в МБОУ ООШ г.Зернограда были проведены «Уроки доброты», направленные на формирование толерантного отношения к детям-инвалидам, инвалидам, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. В уроках приняли участие учителя, педагоги дополнительного образования, учитель-логопед, педагог-психолог.

инклюзив 1инклюзив 3инклюзив 2